Детский психолог

Наличие данной услуги в конкретном филиале уточняйте по тел. (831) 4-30-01-30

Прежде чем пойти к психологу, наверное, каждый задается вопросом: что это за специалист и чем он может мне помочь?

Психолог — это специалист, который работает с психически здоровыми людьми, помогает посмотреть на собственные трудности с другой точки зрения, что позволяет самому увидеть решение. Психолог никогда не дает советов!

Психолог оказывает помощь в осознании и преодолении проблем. Он может работать с пациентом, будь то взрослый или ребенок, только на добровольных началах. Контакт с ребенком или взрослым (его родителем) основан на уважении их желаний.

Наш психолог работает с разного рода трудностями и нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность, нарушение произвольности; с когнитивными особенностями (память, внимание, мышление, восприятие, воображение); с трудностями в освоении коммуникативных навыков.

Медицинский психолог оказывает поддержку родителям и деткам с различными заболеваниями.

Групповые психологические занятия для детей

В детской клинике "Здоровёнок" проводятся психологические занятия для детей в группах 

Все больше и больше детей сталкивается с различного вида психологическими трудностями. Заботливый родитель обязательно заметит и постарается помочь своему ребенку справиться с ними. Очень здорово, когда это получается сделать без посторонней помощи! Но иногда эти трудности кажутся родителям непреодолимыми в силу различных обстоятельств и причин. В таком случае на помощь могут прийти не только индивидуальные занятия со специалистом-психологом, но и групповые, которые в некоторых ситуация становятся самым важным и эффективным  инструментом помощи.

Групповые занятия не только помогают развитию способностей и преодолению трудностей, но и учат важнейшему - чувству общности и развитию навыков социальной коммуникации. При некоторых психологических проблемах необходима индивидуальная работа с психологом, результаты которой будут закрепляться на групповых занятиях.

Некоторые психологические проблемы наилучшим образом решаются в группе. К ним относятся – застенчивость, тревожность, страхи, сложности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми (агрессивное или неуверенное поведение, умение устанавливать и соблюдать границы) .

Существуют возрастные периоды, когда групповая работа наиболее эффективна. Это период дошкольного и младшего школьного возраста (4-10 лет), а также подростковый возраст (12-15 лет).

Групповые занятия помогут:

  • Преодолеть различные виды нарушений в развитии и поведении у детей (задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, речевые нарушения, патологические привычки у детей);

  • Оказать психологическое сопровождение ребенку при трудностях воспитания и взаимодействия с окружающими людьми;

  • Развивать когнитивные функции (внимание, память, мышление) Вашего ребенка с применением методов комплексной коррекции.

Более подробную информацию Вы можете уточнить по телефону: (831) 430-01-30.

 Психодиагностическое обследование      

В настоящий момент книжные прилавки и интернет-магазины пестрят множеством различной литературы по психодиагностике. Каждый автор предлагает провести психодиагностику своего ребёнка самостоятельно, что является недопустимым! Психодиагностику ребёнка может проводить только дипломированный специалист, который индивидуально подберет систему методик, подходящую именно Вашему ребёнку.

Постараемся кратко рассказать об организации и проведении психодиагностического обследования и его этапах.

В первую очередь ответим на вопрос, что же такое психодиагностическое обследование? 

Психодиагностическое обследование — группа методик, направленных на выявление индивидуальных особенностей психики ребёнка: его способностей, черт характера, мотивов и т.д.

Психодиагностика проходит в три этапа:

  • сбор информации с помощью индивидуально подобранных методик и тестов;
  • переработка и интерпретация полученных данных;
  • получение результата психодиагностики.

     Сбору информации с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.).   Психодиагностические методики подбираются индивидуально по отношению не только к личности человека, но и к диагностической задаче. 

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический (качественный) и статистический (количественный). Клинический подход ориентирован на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к "субъективному суждению". Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии. В полноценном обследовании необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов. Получив результаты психодиагностики только психолог может определить дальнейшую цепочку действий, например, посоветовать дополнительные занятия для развития тех или иных способностей ребёнка. Именно по этому психодиагностику может проводить только профессионал!

Существует ряд правил, которые желательно выполнять для достоверности полученных  данных:

  • диагностика должна проходить в первую половину дня, когда продуктивность ребёнка стабильна;
  • желательные дни недели для проведения психодиагностики: вторник, среда, четверг:  в образовательных учреждениях на эти дни ставятся самые трудные предметы, так как мыслительная деятельность стабильна;
  • все физиологические потребности должны быть удовлетворены: ребенок  сыт, выспавшийся, не хочет в туалет, спокоен, не возбужден увеселительными мероприятиями и не утомлен утренними просмотрами телевизора, компьютерными играми и т.д.

Все выше перечисленное говорит о том, что к процессу психодиагностического обследования необходимо подходить очень серьезно и ответственно! Он требует тщательной подготовки не только со  стороны специалиста, но и со стороны родителей. 

Что использует психолог в своей работе для достижения результатов:

  •  Психологическое консультирование;

  • Психодиагностику;

  • Нейропсихологическую коррекцию;

  • Коррекционно-развивающие занятия;

  • Мини-тренинги для родителей;

  • Индивидуальные тренинги для детей (учебные навыки, поведенческие навыки);

  • Профориентационную диагностику;

  • Коучинг;

  • Телесно-ориентированную. терапию

  • Супружеское консультирование.

    Нейрографика

Одним из способов помощи взрослым и детям является метод «нейрографика», который я давно и успешно использую в своей работе. Рассмотрим подробнее, что это такое и чем же он интересен. Нейрографика – это изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону. Его разработал художник и психолог Павел Пискарев в 2014 году. На сегодняшний день этот метод  относится к арт-терапии. У этой техники, как и любого другого метода, существуют свои принципы, правила и показания, которые относятся к любому возрасту. 

                                    Правила рисования:

    1. Правило спонтанности.

Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов, на лист бумаги. Лучше изображать существующую проблему с закрытыми глазами быстрыми движениями в течение 3-5 сек. Таким образом, происходит «выброс» негатива наружу. Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.

    2. Отсутствие критериев оценки.

Для нейрорисования не требуется наличие художественного таланта, а значит – отсутствуют негативные оценки и критика. Задача - вызвать у ребенка восторг от процесса, что и является  лучшим результатом.  Любой рисунок прекрасен, а в результате доработки станет еще лучше, таким образом, культивируем уверенность

    3. Рисунок не имеет границ.

Мир воображения безграничен. У рисунка нет  конкретного образа и размера. Рисование «без границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед. Третий принцип – рисунок в процессе доработки занимает весь лист.

    4. Правило избавления от острых углов.

Эмоционально изображенный рисунок при плохом настроении и конфликтной ситуации имеет острые углы и оборванные линии. Спонтанный «счастливый» рисунок передает нейронный код гармонии. На таком рисунке будет больше закругленных форм и волн. Важным правилом нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при рисовании.

      Ребенок рисует спокойно, без определенных правил, и делает это так, как ему подсказывает настроение. На этом этапе доработка рисунка означает начало работы над существующей проблемой.

    5. Завершение рисунка – линии поля.

Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают ощущения. 

Принцип пятый – изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.

    6. Правило рисунка без образов.

При доработке рисунка изображение не анализируется, не ищется сходство с конкретными образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются. 

При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Принцип шестой – рисовать настроение в линиях, а не картину. Если  принципы рисования соблюдаются на занятиях, то это учит человека, большого иди маленького, слышать и познавать себя.

      Кроме правил и принципов, существуют еще и нейрографические алгоритмы,  которые позволяют решать проблемы эмоционального состояния, задачи по достижению целей, моделировать реальность. Рассмотрим базовые: 

алгоритм снятия ограничений:

    • борется с внутренними противоречиями;

    • снимает ограничения;

    • трансформирует отрицательное в положительное.

Таким образом, позволяет избавиться от беспокойства, обрести чувство свободы, безопасности и уверенности в себе, снизит уровень тревожности ребенка, повысит его самооценку.

алгоритм коммуникации:

            нацелен на устранение конфликтов в общении детей друг с другом и взрослыми.

Алгоритм задается через темы, вытекающие из конфликтоной ситуации и проблемного общения.  Тема для проработки проблем коммуникации выбирается в зависимости от степени важности для ребенка. 

алгоритм линии времени:

   работает по накопительному принципу. Все результаты, достигнутые в процессе занятий нейрографикой, аккумулируются с течением времени. Рисунки сравниваются, отслеживается динамика изменений в поведении ребенка и восприятии им окружающего мира. 

      Использование перечисленных алгоритмов является обязательным при работе с подсознанием детей посредством рисунка.

          Соблюдение этих правил и принципов уже является целительным для человека, так как не предписывает соблюдать установки и действовать в соответствии с убеждениями, расширяется сознание и репертуар действий в разных ситуациях.

     Частые страхи («я сделаю все неправильно»), тревожность («у меня ничего не получится»), заниженная самооценка у детей и у взрослых сигнализируют о проблемах с психологическим здоровьем. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровья наступают проблемы со здоровьем физическим.

      Нейрографика как средство невербального общения, благодаря своим принципам превращает для человека рисование в творческий процесс, направленный на развитие личностных качеств и уверенности в себе, взрослого возвращает в состояние детскости, что тоже в большинстве случаев, является целительным фактором.

   Применение техники нейрографики в сочетании с другими традиционными методами и приемами развивают личность, формируют ее творческий потенциал, художественные способности.

    Рисование в технике нейрографики способствует нравственно-эстетическому развитию детей. Ребенок ставит перед собой задачи и пытается самостоятельно их решать. При этом желание и труд ребенка необходимо стимулировать и поддерживать.

    Нейрографика – техника рисования без границ. Принципы этого метода позволяют устранять ненужные установки на уровне бессознательного. В другой форме применения техника позволяет моделировать желаемое будущее с помощью рисования и давать «правильные» установки.

Для детей и взрослых нейрографика применяется на первом этапе как освобождение от лишнего груза мыслей и эмоций. На втором этапе нейрографика формирует внутренний потенциал способный смоделировать желаемые изменения.

 Ну и конечно же, любые негативные проработки важно проводить экологично, то есть в присутствии психолога, который поможет грамотно прожить травмирующую ситуацию.

Все эти методы могут как совмещаться при необходимости, так и использоваться как отдельный вид деятельности. Продолжительность работы индивидуальна и зависит от пациента.

  Метафорические карты

Еще один метод работы с клиентом/пациентом - метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. 

                Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Они помогает обойти сопротивление, которое часто человеком не осознается, и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

  Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

    • обход рационального мышления;

    • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;

    • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение  страхов, невроза, психотравмы;

    • прояснение актуальных переживаний и потребностей;

    • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;

    • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

  Значение каждой колоды для разных вопросов. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные.  Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты,  упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

    1. Открытая. Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.

    2. Закрытая, или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. 

Методики работы психолога

В рамках своей работы психолог использует различные методики и технологии: арт-терапевтические средства (сказкотерапия, изобразительная деятельность, фототерапия, музыкотерапия, повествовательное и литературное творчество, ролевая игра, движение, песочная, скульптурная графика), метафорические ассоциативные карты.

Будучи представителем помогающей профессии и понимая, что мы все разные, наш психолог освоила различные специализации и технологии.

К тому же,  наш психолог - магистр психологии, психолог-консультант,  нейропсихолог, сертифицированный супружеский консультант, медиатор, клинический психолог, перинатальный психолог, консультант в области детско-родительских отношений, телесно-ориентированный психотерапевт, арт-терапевт, тренер, коуч.

Основная задача психолога – создать предпосылки для эффективной и комфортной жизни человека любого возраста, помочь увидеть, что в любой, самой сложной ситуации, он - «окей», он уникален и может!

Развиваем межполушарное взаимодействие у ребенка

«Зачем?» - это первый вопрос, который задают родители. Если коротко, то ответ будет примерно таким: «Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека».

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, который формируется под влиянием как генетических факторов, так факторов, которые принято называть – окружающая среда. За что же отвечает каждое из полушарий? Научные данные говорят, что

Правое полушарие отвечает за:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток, юмор);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

Левое полушарие отвечает за:

  • логика, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано:

  • происходит неправильная обработка информации и, как следствие, у ребенка возникают сложности в обучении, как в дошкольный, так и школьный периоды:
  • проблемы в письме
  • устной речи
  • запоминании
  • счете как в письменном, так и в устном,
  • а так же в целом восприятии учебной информации

Причины несформированности межполушарного взаимодействия:

Причин может быть много, а именно:

  • болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
  • родовые травмы;
  • болезни ребёнка в первый год;
  • длительный стресс;
  • общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

«Что с этим делать? Можно ли помочь ребенку преодолеть это нарушение?» - следующие вопросы, задаваемые родителями.

И здесь ответ будет утвердительным.

ШАГ 1: нейропсихологическая диагностика (с 3 лет), чтобы не пропустить первичные нарушения в развитии ребенка и коррекция/абилитация была качественной.

ШАГ 2: коррекционно-развивающая работа с нейропсихологом, которая выстраивается на основе полученных данных именно о Вашем ребенке.

ШАГ 3: специалист подбирает упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые выполняются не только на занятиях, но и в качестве домашних заданий.

ШАГ 4: нужно понять и принять, что «волшебной таблетки» не существует, а упорство и труд – все перетрут!!!

И помогают нам здесь волшебные досочки для формирования межполушарного взаимодействия. Например, такие:

Они бывают разной конфигурации и размеров, и ими возможно пользоваться в домашних условиях, навредить практически невозможно. Но именно в руках специалиста они становятся «волшебными», так он (специалист) определяет специфику конфигурации, размера, времени занятий с тренажером и наполненности работы с этим инструментом.

Записаться на прием к детскому психологу вы можете по телефону: 8 (831) 430-01-30.