Проблема №1 - Синдром дефицита внимания и гиперактивности

РАЗНЫЕ ЛИЦА СИНДРОМА

Все больше детей имеет диагноз СДВГ. Все больше родителей обращается за помощью, понимая, что справиться самостоятельно не представляется возможным. Все больше деток с таким диагнозом переводят на альтернативные формы обучения. Давайте разберемся, что это за «зверь такой» - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания имеет много лиц. Вопреки объединяющей патогенетической составляющей СДВГ — нарушение самоконтроля — у разных детей, в разном возрасте, в разных социальных контекстах он будет проявляться очень по-разному и приводить к разным последствиям.

По американской классификации DSM-IV, СДВГ встречается трех подтипов:

  • с преобладанием дефицита внимания; гиперактивность и импульсивность могут отсутствовать полностью;
  • с преобладанием гиперактивности / импульсивности при минимально выраженном или полном отсутствии дефицита внимания;
  • комбинированный — с наличием симптомов гиперактивности / импульсивности и дефицита внимания.

Прежде всего отметим, что поведение ребенка с СДВГ носит вариабельный характер.

Непостоянно и в разных средах один и тот же ребенок может вести себя по-разному. Это вполне понятно, поскольку поведение ребенка не контролируется внутренними правилами, а является реакцией на внешние стимулы и факторы «здесь и сейчас». В зависимости от комбинации этих стимулов и факторов поведение ребенка будет разным: в одной среде симптомы СДВГ будут сильно выражены и поведение ребенка будет «проблемным», а в другой нет. В связи с этим можно сделать вывод, насколько важными в социализации ребенка с СДВГ являются школьная среда и отношения с учителем и сверстниками.

Итак, если подытожить, то общими для всех детей с СДВГ являются следующие проблемы:

  • трудности в овладении некоторыми учебными навыками;
  • неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, неразборчивый почерк;
  • неаккуратность при выполнении письменных работ;
  • неумение организовать свою деятельность: как последовательность выполнения действий, так и во времени;
  • трудности в соблюдении инструкций;
  • эмоциональная нестабильность (частые смены настроения, вспыльчивость);
  • трудности с концентрацией внимания;
  • сложные отношения с учителями и сверстниками.

Однако исследования показывают, что наряду со всеми этими проблемами гиперактивные дети обладают:

  • высокой познавательной активностью;
  • широким кругом интересов;
  • способностью к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций;
  • способностью к озарению;
  • высоким уровнем развития аналитических способностей;
  • пособностью придумывать множество вариантов решения одной задачи;
  • чувством юмора;
  • изобретательностью.

Давайте каждый тип рассмотрим внимательнее

ДЕТИ С ДОМИНИРОВАНИЕМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Это наиболее сложный подтип для диагностики СДВГ. Типичные проблемы с сосредоточением внимания заключаются не столько в том, что дети с СДВГ не могут быть сконцентрированными, сколько в их неспособности на протяжении продолжительного времени удерживать внимание на важном, особенно если оно малоинтересное и не стимулирующее. Однако они внимательно смотрят захватывающий мультфильм, играют в компьютерные игры и могут быть успешными игроками.

Проблема появляется тогда, когда ребенку нужно продолжительное время концентрироваться на том, что неинтересно, например урок, представленный учителем, домашнее задание и т.п. В связи с этим появляются трудности с концентрацией, ошибки по невнимательности, отвлечение на посторонние факторы, невыполнение заданий. Создается впечатление, что на уроках ребенок витает в облаках, с каждым учебным днем упуская пройденный материал. Одновременно у него занижается самооценка, повышается тревожность, нарушаются коммуникации.

Типичные особенности поведения таких детей: «отсутствие», «сон наяву», растерянность, замедленность реакций, двигательная заторможенность. Эти дети обычно не создают особых трудностей окружающим, а потому не испытывают проблем с активным отчуждением, хотя могут иметь проблемы с социальными навыками и быть социально изолированными. У них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Чаще встречается у девочек, но данный подтип реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении (в некоторых случаях это ошибочно и лечение необходимо).

ДЕТИ С ДОМИНИРОВАНИЕМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Это наиболее редкая форма СДВГ. Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотонность, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10–15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Начинает проявляться симптоматика СДВГ:

  • ребенок ерзает на месте,
  • болтает руками и ногами,
  • смотрит по сторонам,
  • играет попавшими под руку предметами.

Одним словом, занимается своими делами, казалось бы не обращая внимания на замечания учителя.

Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие его утомления, что приводит к снижению функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, призывая к его сосредоточенности, внимательности, тишине, можно его наказывать, но это вряд ли будет эффективным. Ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. Однако при всей своей гиперактивности ребенок может повторить то, что сказал учитель, запомнить большую часть темы урока, выучить немаленькое стихотворение и прочесть его через несколько дней.

Способностью услышать, запомнить и воспроизвести при повышенной активности и отвлекаемости эти дети и отличаются от детей других подтипов СДВГ.

От отношения учителя к ребенку зависят отношения, которые ложатся между ними, и, как следствие, мотивация ребенка к сотрудничеству, учебе, надлежащему поведению и пр. Сказанное отнюдь не уменьшает значимости определенных действий и усилий по построению позитивного взаимодействия с ребенком. Хорошие отношения не образуются сами собой, их надо строить и оберегать…

ДЕТИ С КОМБИНИРОВАННОЙ ФОРМОЙ СДВГ

Самая распространенная форма. Симптомы дефицита внимания и гиперактивности, проявляющиеся в комбинированной форме, часто сопровождаются дополнительными нарушениями:

  • обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия и др.);
  • моторики (нарушение моторного умения);
  • общения (коммуникативные);
  • нарушения экспрессивной и рецептивно-экспрессивной речи, фонации, логоневрозы и т.д.

Прямыми непосредственными следствиями СДВГ являются проблемы в нескольких сферах жизни: семья, отношения с ровесниками, поведение в школе и на улице, учеба. Степень выраженности этих проблем и их наличие зависят не только от СДВГ, но и от того, как реагирует социальное окружение на ребенка, помогает ли ему преодолевать вызванные расстройством ограничения.

Чем могут помочь своему ребенку родители:

  • обеспечить себе поддержку и помощь в семье и школе, сделать учителей своими союзниками (обязательно!);
  • контроль родителей за временем (дети плохо ориентируются во времени), за исполнением; заранее предупреждайте ребенка о любых изменениях, особенно если это меняется в режиме дня и ваших совместных планах;
  •  делайте передышки (например, игра на расслабление и др.).
  • составлять списки, оформляя их веселыми картинками(например, распорядок дня), дети с СДВГ не умеют организовывать и планировать свою деятельность (испытывают трудности в программировании), контролировать выполнение, напоминая (например: «Через 15 минут готовься ко сну»). Списки можно составлять для любого рода деятельности, например:
  • борка в комнате (список, что необходимо сделать по пунктам);
  • последовательность выполнения домашних заданий (составлять список вместе, с учетом мнения ребенка, тем меньше будет его сопротивление при исполнении);
  • что обязательно должно быть в портфеле;
  • правила поведения (например, соблюдать режим, сколько и когда смотреть телевизор, вечером собирать портфель в школу);
  • границы (в этом списке должно быть все то, чего делать нельзя, например, драться, обзываться).

При всей кажущейся жесткости списки ему необходимы, они оказывают ребенку, в каком направлении двигаться. Он знает, что именно ему следует делать, чего от него ждут, и становится спокойнее.

Рекомендации родителям

Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (то есть в 1–3-м классах) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли ребенок понял правильно и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе и вынужденные «отключения» не нарушали общего понимания того, что объясняет учитель.

  • Во время выполнения домашнего задания наблюдать за ребенком; если он отвлекается на посторонние стимулы, «перефокусировать» его на уроки;
  • постоянно концентрировать внимание ребенка, периодически обращаться к нему (например: «Как продвигаются дела с заданием?»), подойти и посмотреть, на какой стадии выполнение, помочь (иначе он может часами безрезультатно сидеть за столом над одним заданием, утомляясь и истощаясь энергетически);
  • малоинтересные, скучные задания ребенок самостоятельно выполнить не может, поэтому необходимо либо сделать здание интересным, либо ассистировать в роли «сосредоточителя внимания», либо повысить мотивацию (например, приз в случае успешного выполнения задания);
  • время выполнения уроков должно быть регламентировано контролироваться родителями;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • постоянное общение с классным руководителем, интеграция действий;
  • рофилактические консультации у невролога (наблюдение медиков).

Исключить (на время выполнения ребенком домашнего задания):

  • присутствие дома взрослых знакомых, приятелей;
  • просмотр родителями телепередач (если это слышно ребенку, занятия за компьютером;
  • длительные разговоры по телефону (только по существу, коротко);
  • постоянные окрики из других комнат.

Категорически нельзя возлагать ответственность за выполнение домашнего задания и успехи в школе на ребенка.

 

Материал подготовлен с использованием публикации в журнале «Школьный психолог» март, 2014 год